Баббит - подшипниковый сплав, состоящий из свинца и олова в разных пропорциях, а также сурьмы и меди. Сплав входит в группу антифрикционных материалов и довольно износостоек. Засчет этих свойств подшипники, изготовленные из материала, прилегают к валу равномерно и служат долго, при этом имеют незначительный износ.

Купить баббиты в Кокшетау можно на сайте «Велунд Сталь». Возможна доставка в любой регион Казахстана. Также вы можете забрать заказ с ближайшего к вам склада.

Баббиты чушковые фото

Виды баббитов

По составу баббиты делятся на: оловянный, свинцовый и кальциевый. В характеристиках сплавов обычно указано рабочее давление, температура и механическое напряжение. Свойства зависят от твердых частиц, которые добавлены к мягкому металлу олову или свинцу в основе.

Все добавленные примеси выполняют определенную роль:

  • повышает износостойкость добавка никеля;
  • ударная вязкость и твердость повышается благодаря меди;
  • делает сплав более прочным сурьма;
  • противостоит коррозии кадмий.

Оловянные баббиты

Представлены несколькими видами - Б88, Б83, Б83С, SAE11, SAE12, ASTM2. Применяют сплав для подшипников, которые эксплуатируются при высоких нагрузках. В оловянных сплавах добавлены твердые частицы: кадмий, медь, сурьма или никель. Баббиты считаются самыми дорогими из-за высокой износостойкости. К свинцовой группе относятся сорта Б16, БН, БСб, БКА, БК2, БК2Ш, SAE13, SAE14, ASTM7, SAE15, ASTM15. Этот вид мягче, чем оловянный, обычно в составе 87% свинца и 13% сурьмы.

Свинцовые баббиты

Имеют низкую эластичность и используются для подшипников с маленькой нагрузкой.

Кальциевые баббиты

Кальциевый сплав состоит из свинца с кальцием и натрием. Сплав, в котором есть кальций, применяется для железнодорожных подшипников, ведь они часто проверяются и меняются, так как обладают невысокой стойкостью к износу.

К востребованным маркам баббита относятся:

  • Б-88 - 88% в составе олово, сурьма, кадмий. Самый дорогой вид сплава, применяется в коренных подшипниках, выдерживает большие нагрузки и скорость;
  • Б-83 - в составе олова - 83%, сурьмы - 11% и меди - 6%, подходит для средненагруженных подшипников, работающих на большой скорости;
  • Б-16 - состоит 15-17% олово и сурьма, 1,5-2% медь, остальное - свинец. Устанавливают такой вид деталей на путевые машины, паровозы и электровозы;
  • СОС6 - состав 5,5-6,5% цинк и сурьма, остальное - свинец. Эксплуатируется при больших нагрузках в подшипнике на дизельных двигателях;
  • БМ - идеален для шатунного подшипника, установленного на тракторе. Детали часто меняют, но в составе мало баббита, поэтому обходится это недорого;
  • БН - для деталей, эксплуатируемых на средних скоростях, к примеру, в водопроводе или компрессоре на судах.

Требования и стандарты ГОСТ

Сорта Б88, Б83, Б83С, Б16, БН и БС6 контролируются ГОСТом 1320-74, в котором указан химический состав, количество добавок, размер и форма. В составе сплава есть металл, имеющий класс опасности - это свинец и сурьма. Свинец обладает 1 классом опасности, сурьма имеет 2 класс. Поэтому работы с материалом необходимо проводить со средствами защиты. Хранение антифрикционных сплавов должно осуществляться в закрытых помещениях с вентиляцией.

Кальциевые баббиты регламентированы ГОСТом 1209-90. Требования распространяются на кусковой лом (только олово), свинцовый лом с добавлением сплавов от типографий, стружку из олова или смешанный вид стружки.

Специфика применения баббита

Баббит устанавливают в подшипник, где он проявляет эффективность. У каждого вида подшипника есть соответствующая марка баббита с различным составом. Путем добавления различных добавок к основе из олова или свинца меняются свойства сплава. Они делают материал мягче, тверже, более гибким или добавляют хрупкость. Не нужно полностью менять подшипник, ведь его можно перезалить сплавом. Для каждой детали найдется свой сплав:

  • Шатунный подшипник использует марку БМ. Применяются для трактора, нуждаются в замене на новый через 1000 км пробега;
  • Коренной подшипник - марка Б88, произвели специально для высокой скорости и огромных динамических нагрузок. Поэтому Б88 успешно используют для дизельных двигателей;
  • Подшипник для водопроводов, компрессоров на судах - марка БН. Вариант идеально подходит для средней нагрузки и скорости;
  • Тяжелое машиностроение подойдет по свойствам баббит сорта Б16.

Баббитовые сплавы актуальны в производстве подшипников. Они долговечны, износоустойчивы, способны притираться к детали быстро и плотно. При этом бесшумны в процессе трения и, за счет низкого уровня теплопроводности, гарантируют исключение перегрева двигателя. Различные производители создали десятки разных сортов баббита, которые идеально подойдут определенным разновидностям подшипника и двигателя машины.